День 2

Утренний выезд из Аддис-Абебы в Бахр-Дар (575 км). По дороге следования, посещение монастыря Дебре-Либанос и долины реки Джема, посещение португальского моста, первого моста, построенного в Эфиопии. Пересечение впечатляющего ущелья Голубого Нила. Ночевка в лучшей гостинице в Бахр-Даре.

Дебре-Либанос  — монастырь в Эфиопии.

Находится монастырь северо-западнее Аддис-Абебы на территории между скалами и ущельем, где протекает один изпритоков Голубого Нила.

Обитель основана в XIII веке святым Такла Хайманотом после того, как он провёл в пещере 29 лет. Монастырь — одно из важнейших мест паломничества в стране. Настоятель носит звание Ичеге, второе в иерархии Эфиопской православной церкви после Патриарха.[

Одна из церквей комплекса построена над могилой Такла Хайманота, а рядом с монастырём находится та пещера, где жил святой. В пещере находится источник, за водой из которого приходят паломники. Также утверждается, что в Дебре-Либанос находится одна из частиц Животворящего Креста.

В 1961 году монастырь практически полностью реконструирован, остались из старого только пещеры, где живут некоторые монахи, и фрески внутри монастыря. Большинство монахов живут в деревне вокруг монастыря. Ежегодно в монастырь совершается большое паломничество пилигримов.

 

 

 

День 3

Бахр - Дар. Утром прогулка на лодке по озеру Тана, которое является самым большим озером в Эфиопии. Посещение монастыря Ура Уидане Михирет XVII века. Во второй половине дня посещение водопада Тис-Иссат (на Голубом Ниле), общая протяженность которого достигает 70 км. Вы сможете насладиться видом водопада на закате. Ночь в в лучшей гостинице в Бахр-Даре.

 

 

Озеро Тана – крупнейшее в Эфиопии.   Максимальная глубина — 14 м. Озеро расположено на высоте 1830 м над уровнем моря. Около 50 рек впадают в озеро. Крупнейшая из них — Малый Аббай, иногда называемая Верхний Голубой Нил. Вытекает из озера река Голубой Нил.

В монастыре на острове Дага похоронены несколько эфиопских царей и императоров. На северном побережье острова расположен город Гондэр, бывший столицей Эфиопии в XVXVI веках.

 

На озере Тана расположено более 37 островов, на которых находятся 20 церквей и монастырей, представляющих колоссальный исторический и культурный интерес. Эти церкви украшены прекрасными росписями и бесчисленными сокровищами, а то, что они расположены на островах позволяет сохранить эти сокровища от мародеров.

 

Один из самых известных и наиболее популярных монастырей островов - Ура Кидане Михирет. Его популярность и уникальность объясняется тем, что в нем сохранились оригинальные настенные росписи XV — XVI вв. Сам монастырь был основан в XV в., здание основного храма сохранилось практически без повреждений. Построен он в традиционном стиле из мягкого местного материала. Такой материал позволяет возводить округлые конструкции, которые венчают конусообразнные крыши. Устройство церкви состоит из трех центрических окружностей. Первая, для прихожан, вторая, где в основном находятся священники и монахи во время службы, и третий круг — Святая святых, куда имеет доступ лишь настоятель и служащие монастыря. Ура Кидане Михирет, помимо настенных росписей славится богатой коллекцией древних икон и другой церковной утвари, которая хранится в небольшом музее при монастыре. Многие экспонаты являются дарами императорского дома.  

 

 

 

 

День 4

Бахр Дар - Гондар. По пути посещение развалин замка Гузара (царь Сарца Денгел, XVI в.). Гондар - столица Эфиопии в XVI - XIX веках, ее иногда называют Камелотом Африки. Город, прежде всего, знаменит комплексом шести царских замков. Самый большой дворец был построен царем Фасилем в 1636 году. В нашей программе также посещение бассейна царя Фасиля, где каждый год 19 января происходит празднование крещения. Другой достопримечательностью Гондара является церковь XVIII века Дебре Берхан Селассие с прекрасными настенными росписями и потолками. Ночевка в в лучшей гостинице в Гондер.

 

Гондер (Гондэр) – древняя столица Эфиопской империи (Гондерский период). Основан императором Фаселедесом в 1632 г.

Сохранились остатки городских стен длиной 2 км. И множество дворцов необычной для Африки архитектуры: дворец Фаселедеса (квадратный в плане с угловыми круглыми башнями и донжоном над плоской крышей), дворец Иясу 2 (прямоугольный в плане и башней с винтовой лестницей), дворец царицы Мынтыуаб с круглой церковью, дворец Бэкаффы, замок Раса Микаэля Сыуля, здание библиотеки и канцелярии.

 

Близ Гондера: загородный сад Фаселедеса с прудом и павильоном «холодных бань», церковь Дебре-Бырхан-Селассие (с выразительными фресками) и руины аббатства Кускуам.

Недалеко от Гондера расположен комплекс монастырей XIII-XV веков, в которых находится несколько святынь эфиопской православной церкви, в том числе чудотворный бассейн, купание в котором вылечивает женщин от бесплодия.

 

Город Гондэр, центр исторических провинций Бэгемдыр и Сэмен, расположенный в горах на высоте 3000 м в 30 км от озера Тана, был столицей Эфиопии с 1638 по 1855 гг. До того в стране не было столичных городов, и Эфиопию называли "страной блуждающих столиц". Дело в том, что столица находилась там, где в данный момент располагалась резиденция императора - негуса. 

 

Самый внушительный памятник комплекса — уникальный трехэтажный дворец основателя Гондэра императора Фасилэдэса (1632—1667 гг.). Он хорошо сохранился и по сей день и представляет собой настоящий средневековый замок с толстыми стенами, четырьмя угловыми башнями и множеством залов. Створки его тяжелых дверей сделаны из единых плах дерева "уанза". Архитектура замка очень необычайна: многоэтажные здания (от 2 до 4 этажей), что было совсем не характерно для Африки в то время. Однако так называемый "гондэрский стиль" не вытеснял старых предпочтений в строительстве (круглые постройки, крытые соломой и травой), а сосуществовал наравне с ними. 

 

 

 

Церковь XVIII века Дебре Берхан Селассие

Все стены и потолок этой церкви покрыты росписями, вошедшими в сокровищницу абиссинского искусства. Потолок, включая балки, расписан ликами херувимов с большими глазами. Глаза в абиссинской иконографии - деталь особая. Они полны кротости и доброты. Даже у крестоносцев на фресках в Дебре-Берхан-Селассие они такие, хотя крестоносцы в массе своей не были ни кроткими, ни добрыми. В качестве гидов для туристов в эфиопских церквях выступают дьяконы.

Эту церковь от разграбления толпами суданских дервишей в 80-е годы позапрошлого столетия спас рой пчел, который накинулся на захватчиков и прогнал их.

Еще одна достопримечательность Гондэра – бани Фасиладаса. Это огромный прямоугольный плавательный бассейн, по размерам значительно превышающий стандартный олимпийский. Посередине бассейна находится замечательное строение, которое принято считать второй резиденцией Фасиладаса. Здесь все пронизано спокойствием, даже похожие на змей корни деревьев, которые проросли сквозь каменные стены. К сожалению, нам не очень повезло – когда мы там были, как раз шли реставрационные работы. Во время празднования Тимката (крещение по-эфиопски, прим. перев.), бассейн наполняют водой, которую привозят за 500 километров. На заполнение его уходит около месяца. Толпы людей бросаются в бассейн, и начинается церемония, которая повторяет крещение Христа в реке Иордан. Тимкат является символом обновления веры.

 

 

 

День 5

Переезд из Гондара Горы Сымин . Дорога проходит через горный массив Сымен, в некоторых местах поднимаясь на высоту более 4 000 м над уровнем моря. В национальном парке Сымен обитает несколько редких животных, в том числе бабуины-гелада. Ночевка в уникальном лодже Simien Lodge на высоте 3260 м. Это самая высокая гостиница в Африке

 

День 6

Утром пребывание в Национальном Парке Симиен, затем Переезд в Аксум.  Ночевка в лучше гостинице Аксума

 

 

День 7

 

Аксум.  В этот день посещение исторического города Аксум. Обзорная экскурсия по Аксуму, которая включает в себя посещение Археологического музея Аксума, 7 монолитных обелисков, которые вырезаны из цельного куска гранита, Собора XVI века Пресвятой Девы Марии Сионской, построенного на месте более древнего храма IV века н.э., замка короля Калеб и водоема королевы Шебы (Савской).

Аксум считают центром цивилизации и христианства на африканском материке. С начала XX века и по сей день на территории города постоянно ведутся археологические раскопки. Местом демонстрации найденных исторических материалов стал Археологический музей Аксума.

Старинные летописи Эфиопии называют Аксум священным городом, который был столицей этой части страны уже за 200 лет до нашей эры, а аксумская устная история относит появление города к временам библейским. Поэтому неудивителен интерес историков и археологов к этим местам. Многочисленные экспедиции, работавшие здесь, смогли обнаружить артефакты, подтверждающие могущество древнего государства и высокую степень его развития.

 

Церковь Святой Девы Марии Сионской (Church of St. Mary of Zion) расположена в городе Аксум. Так вышло, что в городе, рядом друг с другом, стоит две церкви, которые одинаково называются.

 

Одна из них, более старая, построена еще в 17 веке, в 1635 году, на месте руин старинной церкви Святой Девы Марии. Самая старинная, изначальная церковь была построена здесь еще примерно в 4 веке н.э. и простояла долгие годы, аж до тех пор, пока в 16 веке не была разрушена мусульманами. Согласно свидетельствам португальцев, которые видели собор до его разрушения, он был большим, величественным и необычайно красивым. Камни из фундамента самой старой церкви все еще видны здесь.

 

В 1635 году император Фасилидас восстановил церковь Святой Девы Марии Сионской на месте руин. Эта церковь является одной из самых главных святынь в Эфиопии и ее возрождение из пепла является символом веры, силы и мощи эфиопской церкви. Все эфиопские императоры были коронованы здесь. Вплоть до 1930-х годов, преступники могли получить отпущение грехов, позвонив в колокол на церковной паперти.

 

Во внешнем и внутреннем облике церкви видно сирийское влияние. У нее зубчатые стены, похожие внешне на стены крепости. Внутри стены ее расписаны яркими, красивыми иконами и фресками. Помещение церкви маленькое, но сюда, на все праздники, приходит огромное количество прихожан, которые толпятся во дворе. К тому же, женщинам входить в церковь вообще запрещается.

 

В 1955 году император Хейле Селазье, отмечая серебряный юбилей своего правления, решил основать новую, большую церковь Святой Девы Марии Сионской возле старинного здания. Ее строительство было закончено в 1964 году. Одной из первых, сразу после открытия, новую церковь посетила Английская королева Елизавета II – вход для женщин в эту церковь разрешен.

 

А уже в 1965 году император Селазье построил рядом с новой церковью священную капеллу, в которой хранится главная церковная святыня - ковчег завета Господня.

 

Новая церковь Святой Девы Марии более современная и снаружи и внутри.  Стиль этого здания определяется как современная интерпретация старого греко-византийского стиля с сильным эфиопским влиянием. Она украшена яркими росписями, на фронтоне церкви есть огромная картина, изображающая Святую Троицу, Двенадцать Апостолов и Двенадцать колен Израилевых.

 

В 1980-х Аксум попал в черту боевых действий во время освободительной войны. К счастью, ни одна из этих церквей серьезно не пострадала в то время. Обе церкви и капелла расположены на северной окраине города Аксум. К этим священным для каждого эфиопского христианина местам ежегодно совершают паломничество большое количество прихожан.

 

Аксумские монолиты и обелиски - "небоскребы" в Эфиопии

 

Аксум - столица древнего Аксумского царства, место рождения библейской королевы Шеба, которую многие исследователи отождествляют в царицей Савской. В 3-м столетии до н.э. персидский философ Мани описал Аксум как одно из четырех самых больших королевств в мире, наряду с Римом, Китаем и Персией. Аксум процветал до 6-го столетия, пока возвышение Персии и арабского государства не отрезало город от главных торговых путей.

 

На главной площади города находятся 126 гранитных обелисков. Некоторые из них стоят, другие упали. Каменные великаны имеют различную форму: от простых блоков до причудливых сооружений.

Эти обелиски, также называемые стелами, самые высокие сооружения из цельного камня. Их возраст и назначение окутаны тайной.

 

В центре Аксума возвышается 20-метровая базальтовая колонна. По ее основной стороне имеются вырезки окон и двери, своим видом это напоминает современные небоскребы. Сверху на аксумском обелиске возвышается древняя эмблема в виде диска и полумесяца. Центральный монолит окружает тройка более мелких стел.

Другая группа аксумских монолитов находится в "парке стел", часть из них, поверженных временем, уже лежат у дороги. Самый большой аксумский обелиск имеет высоту 33,5 метров, другие поменьше - от 20 до 5. Обелиски не содержат надписей, поэтому с полной уверенностью сказать их предназначение сейчас сложно. В годы оккупации Эфиопии итальянцами (1936-1941) был вывезен самый большой мегалит в Рим, откуда он был возвращен назад только в 2005 году.

 

Всего на территории Аксума было обнаружено порядка 200 стел. Все они отличаются друг от друга, на изготовление каждого из них было потрачено огромное количество времени. По поводу их происхождения среди местных жителей ходят легенды. Одни утверждают, что их предки могли плавить камни, другие же говорят, что аксумские обелиски сооружали жившие здесь ранее люди-циклопы.

 исследования показали, что сооружения в Аксуме доходили до 14 этажей (порядка 40 метров), что по нормам древности можно смело считать небоскребами.

 

Удивительны рисунки на обелисках. Они представляют окна и балки многоэтажных зданий - самое большое достигает высоты в 13 "этажей". Ложные двери в основании стел (некоторые даже с резными замками) подчеркивают впечатление о том, что эти монолиты из единого скального - реальные здания.

 

 Ночевка в лучше гостинице Аксума.

 

 

День 8

Переезд Аксум - Мекеле.  В этот день мы посетим древнюю церковь Йеха, построенную в V веке н.э., и высеченную в скале церкви Тыграй . По дороге Вы насладитесь великолепным видом гор Адова.  Эта церковь находится в древнейшем городе Эфиопии.  В этот день можно увидеть сказочные церкви, построенные в скалах вокруг области Тигре, созданные сообществом Чералта. Остановка на ночь в Мекеле.

Одной из таких архитектурных загадок Эфиопии является Храм Луны, который располагается примерно в 80 км от Аксума. Руины этого храма расположены в самом древнем городе Эфиопии – Йеха.


Из всех, сохранившихся древних руин, 
храм Йеха является самым величественным. Храм является грандиозным квадратным зданием из огромных каменных блоков. По мнению археологов, это здание было построено в VII веке до н.э. Этот
 храм, служил местом поклонения очень долго, вплоть до прихода христианства. Такой вывод был сделан археологами из-за невероятного сходства этого храма с сабейскими, расположенными на Аравийском полуострове.


Главным достоинством и особенностью храма является совершенство его постройки и удивительное мастерство исполнения. Выполнен этот храм был их песчаника. Блоки храма уложены без использования связующих материалов, просто один на другой. Это сухая кладка, местами разрушенная, и повредившая внутреннему пространству храма.
 
Святилище отлично сохранилось вплоть до наших дней в основном из-за правильной геометрии каменных глыб и невероятно точному расчету.

 

  Ночевка в лучше гостинице Мекеле

 

 

 

День 9

Переезд из Мекеле в Лалибелу через Волдия (440 км). Дорога проходит через знаменитый спуск Аламата, по краю впадины Данакиль. Прибытие а Лалибелу вечером и размещение в отеле.

В отдаленном районе северо-востока Эфиопии находится самая низкая часть Африки - впадина Данакиль, с максимальными отметками до 100 метров ниже уровня моря. Здесь проходит тектонический разлом, который еще называют Великим Рифтовым Разломом Африки. Здесь же, самое большое скопление потухших и действующих вулканов.

 Ночевка в лучше гостинице Лалибелы.

 

 

 

День 10

Этот день целиком посвящен знакомству с 12 церквями Лалибелы. Они представляют собой монолитные здания, высеченные а скале (XII - XIII вв.). Роха, как называлась ранее Лалибела, была столицей Эфиопии во времена правления династии Загуэ. Интенсивное строительство происходило во время правления царя Лалибелы, который хотел построить Новый Иерусалим в самом сердце Эфиопии. В наши дни Лалибела является главным местом паломничества христиан, особенно во время Рождества (7 января). С Лалибелой связано много легенд и историй. Одна из них гласит, что днем церкви строили люди, а по ночам строительство продолжали ангелы.

Лалибэ́ла — город на севере Эфиопии. Одно из святых мест страны, уступающее по значению только Аксуму, центр паломничества населения страны. В отличие от Аксума, почти все жители Лалибэлы являются христианами эфиопской православной церкви.

 

Этот городок в провинции известен всему миру своими монолитными церквями, которые играют важную роль в истории скальной архитектуры. Хотя церкви точно не датированы, считается, что большинство из них были возведены в период правления Лалибэлы, а именно — в течение XII—XIII веков. Всего насчитывается 13 церквей, объединённых в четыре группы:

 

Северная группа: Бет Медхане Алем, место нахождения креста Лалибэлы, считается крупнейшей монолитной церковью в мире, возможно копирует церковь Св. Марии Сионской в Аксуме. Соединена с церквями Бете-Марьям (возможно, самой старой из этих церквей), Бете-Голгофа (известна своими произведениями искусства, по некоторым сведениям, в ней находится могила царя Лалибэлы), часовней Селассие и могилой Адама.

 

Западная группа: Бет Гиоргис, считающаяся самой изящной и лучше всех сохранившейся церковью.

 

Восточная группа: Бет Амануэль (возможно, бывшая царская часовня), Бет Меркориос (которая может быть бывшей тюрьмой), Бет Абба Либанос и Бет Габриэль-Руфаэль (возможно, бывший царский дворец), соединённая со святой пекарней.

 

Ещё дальше находятся монастырь Ашетан Марьям и церковь Йимрехане Кристос (возможно, XI века, построенная в аксумском стиле, но в пещере).

 

Церковь Святого Георгия (амх. በት ጊዮርጊስ Bete Giyorgis) — наиболее известная и последняя по времени создания из одиннадцати древних монолитных церквей XIII века в городе Лалибэла, Эфиопия. В составе объекта «Скальные церкви в Лалибэле» является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Все церкви в Лалибэле объединёны в четыре группы: в северную группу входят Бет Медхане Алем (там был найден крест Лалибэлы) , Бете Марьям (самая древняя из этих церквей) , Бете Голгофа (в ней обнаружена могила царя Лалибэлы) , часовня Селассие и могила Адама; в западной группе значатся Бет Гиоргис (самая изящная, лучше всех сохранилась) ; восточную группу представляют Бет Амануэль (бывшая царская часовня) , Бет Меркориос (бывшая тюрьма) , Бет Абба Либанос и Бет Габриэль-Руфаэль (бывшие царскими покоями) и наконец 4ая группа представлена монастырём Ашетан Марьям и церковью Йимрехане Кристос. 

 

Все эти археологические находки представляют собой великие достижения инженерной мысли, ведь все они взаимосвязаны по средством водопровода (созданного по аналогии с артезианской геологической системой, что позволяет подавать воду на самую вершину горного хребта, где и расположен город) . Крыши всех церквей Лалибелы находятся на уровне земли, все лестницы на входах спускаются в узкие траншеи. Церкви связаны между собой не только водопроводом, но также туннелями и проходами. 


Скальные церкви в Лалибэле в равной степени масштабный объект, как и красивый. Каждая церковь не только имеет свою архитектуру, но и находится на определённом уровне по отношению к остальным. 

 

Уникальность монолитных церквей Лалибэлы в том, что они не построены в прямом смысле слова, а высечены в каменной толще красного вулканическоготуфа. Плоская крыша церкви Святого Георгия находится на одном уровне с поверхностью земли, а двор церкви представляет собой котлован глубиной 12 метров. Церковь составляет единый каменный монолит с окружающей скалой. Попасть к её подножию возможно только через тоннель, прорубленный в скале.

 

Существует две версии относительно технологии строительства храма. Согласно одной из них — двор церкви был вырублен в скальной породе как кольцеобразная траншея, и лишь потом из каменной глыбы, оставшейся в середине, стали вытёсывать церковь, со всеми её внутренними помещениями,сводами, арками, колоннами и окнами. По другой теории — выемка породы и отделка церкви велись одновременно, сверху вниз, ярус за ярусом.

 

Церковь имеет в плане крестообразную форму, размеры креста 12×12 метров. Высота церкви также 12 метров, а площадь окружающего её колодца 25×25 метров. Стены храма декорированы карнизами и пилястрами, плоская крыша украшена орнаментом в форме креста.

 

 

 

 

 

 Ночевка в лучше гостинице Лалибелы.

 

 

День 11

Переезд из Лалибела в Дессай. Краткая остановка на озере Хайк, где расположен монастырь Дага Эстифанос (XIII в.), там открывается прекрасный вид на озеро Хайк, продолжение движения в Дессай для остановки на ночь.

 Ночевка в лучше гостинице Дессай

 

 

 

День 12

Возвращение в Аддис-Аббебу. Дорога пересекает несколько живописных мест: "окно царя Менелика" - Тарма Бер (три туннеля, построенных во время итальянской оккупации) и др. Прибытие в Аддис-Абебу. Покупка сувениров. Прощальный ужин в традиционном эфиопском ресторане.